Педагогическая деятельность предъявляет очень высокие требования к личности учителя и, в частности, к его адаптационным и регулятивным возможностям. От качества адаптации, эмоциональной устойчивости и эмоциональной регуляции зависит эмоционально-психологическая стабильность личности учителя, а значит и эффективность педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание – состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Известно, что это синдром распространенный и неизбежно встречающийся в профессиях типа «человек – человек».
В связи с этим, гипотезой исследования явилось положение о наличии связи между уровнем эмоционального выгорания и социально-психологической профессиональной адаптации у учителей.
Исследование проводилось на базе школы № 12 г. Ангарска с традиционной системой образования (средний возраст учителей от 25 до 40 лет со средним стажем работы от 5 до 15 лет), с использованием следующих методик: для изучения уровня социально-психологической профессиональной адаптации применялся опросник М.А. Дмитриевой, изучение уровня эмоционального выгорания проводилось с помощью опросника, адаптированного М.Е. Водопьяновой.
В таблице 1 представлены результаты изучения социально-психологической адаптации в группе учителей.
Таблица 1
Уровень социально-психологической адаптации учителей ( %)
УровеньШкала |
Высокий | Средний | Низкий |
Отношение к руководителю | 58,3 | 41,6 | 0 |
Отношение к коллективу | 41,6 | 41,6 | 16,6 |
Отношение к работе | 75 | 25 | 0 |
Отношение к ученикам | 66,6 | 33,3 | 0 |
Отношение к учебному заведению | 75 | 25 5 | 0 |
Отношения между педагогами | 75 | 25 | 0 |
Удовлетворенность условиями труда | 8,3 | 66,6 | 25 |
Удовлетворенность своим положением в коллективе | 66,6 | 33,3 | 0 |
Уровень адаптации | 8,3 | 91,6 | 0 |
Качественный анализ данных социально-психологической адаптации позволил выявить следующие особенности: учителя неудовлетворены условиями труда, в частности: оснащением кабинетов, состоянием оборудования, расписанием, отсутствием возможности восстановить силы во время трудового дня. Респондент низко оценивает обеспечение методической литературой и учебными пособиями к урокам. Результаты изучения уровня эмоционального выгорания учителей представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень эмоционального выгорания (%)
УровеньШкала |
Высокий | Средний | Низкий |
Деперсонализация | 8,3 | 58,3 | 33,3 |
Эмоциональное истощение | 41,6 | 41,6 | 16,6 |
Редукция личных достижений | 8,3 | 33,3 | 58,3 |
Полученные данные указывают на отсутствие деформации в отношениях с другими людьми, относительно адекватную оценку себя, своих профессиональных достижений, успехи, но при этом по основной составляющей профессионального выгорания – эмоциональное истощение – 41,6 % опрошенных демонстрируют высокий уровень, это обуславливает сниженный эмоциональный фон, равнодушие или перенасыщение.
Качественный анализ данных позволил выявить следующие особенности: не удовлетворена потребность в отдыхе и уединении, но при этом педагоги не испытывают жизненного разочарования, эмоционально воодушевлены и готовы к достижению новых целей.
Статистический анализ с применением ранговой корреляции взаимосвязи между уровнем эмоционального выгорания и уровнем социально-психологической профессиональной адаптации проводился с помощью компьютерной программы «Биостат».
Достоверная корреляционная взаимосвязь выявлена между эмоциональным истощением и отношениями между педагогами (r = 0,67 при p = 0,019), что возможно связано с «эмоционально окрашенными» отношениями в коллективе, «перенасыщением эмоциями», учителя нуждаются в отдыхе и смене обстановки.
При изучении взаимосвязей между деперсонализацией и отношением к учебному заведению выявлено наличие статистически значимых обратно пропорциональных связей (r = –0,65 при p = 0,022), позволяющих говорить о том, что с улучшением эмоционального отношения учителя к учебному заведению снижается уровень деперсонализации, кроме того, респонденты ставят перед собой определенные цели и задачи, видят возможности их осуществления в рамках своего учебного заведения (r = 0,670 при p = 0,019).
Редукция личных достижений прямопропорционально связана с отношением к коллективу (r = 0,670 при p = 0,019). Можно предположить, что в коллективе практически нет жесткого соперничества, преобладает дружелюбное общение, учителя не критикуют ни себя, ни других и избегают негативных оценок и эмоций.
Таким образом, анализ полученных данных показывает достаточный уровень социально-психологической адаптации учителей, позволяющий им успешно выполнять функции профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание педагогов выражено в синдроме эмоционального истощения, а факторами риска являются условия труда.