Психология

Взаимосвязь уровня социально-психологической профессиональной адаптации и эмоционального выгорания у педагогов

Педагогическая деятельность предъявляет очень высокие требования к личности учителя и, в частности, к его адаптационным и регулятивным возможностям. От качества адаптации, эмоциональной устойчивости и эмоциональной регуляции зависит эмоционально-психологическая стабильность личности учителя, а значит и эффективность педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание – состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Известно, что это синдром распространенный и неизбежно встречающийся в профессиях типа «человек – человек».

В связи с этим, гипотезой исследования явилось положение о наличии связи между уровнем эмоционального выгорания и социально-психологической профессиональной адаптации у учителей.

Исследование проводилось на базе школы № 12 г. Ангарска с традиционной системой образования (средний возраст учителей от 25 до 40 лет со средним стажем работы от 5 до 15 лет), с использованием следующих методик: для изучения уровня социально-психологической профессиональной адаптации применялся опросник М.А. Дмитриевой, изучение уровня эмоционального выгорания проводилось с помощью опросника, адаптированного М.Е. Водопьяновой.

В таблице 1 представлены результаты изучения социально-психологической адаптации в группе учителей.

Таблица 1

Уровень социально-психологической адаптации учителей ( %)

Уровень

Шкала

Высокий Средний Низкий
Отношение к руководителю 58,3 41,6 0
Отношение к коллективу 41,6 41,6 16,6
Отношение к работе 75 25 0
Отношение к ученикам 66,6 33,3 0
Отношение к учебному заведению 75 25 5 0
Отношения между педагогами 75 25 0
Удовлетворенность условиями труда 8,3 66,6 25
Удовлетворенность своим положением в коллективе 66,6 33,3 0
Уровень адаптации 8,3 91,6 0

Качественный анализ данных социально-психологической адаптации позволил выявить следующие особенности: учителя неудовлетворены условиями труда, в частности: оснащением кабинетов, состоянием оборудования, расписанием, отсутствием возможности восстановить силы во время трудового дня. Респондент низко оценивает обеспечение методической литературой и учебными пособиями к урокам. Результаты изучения уровня эмоционального выгорания учителей представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень эмоционального выгорания (%)

Уровень

Шкала

Высокий Средний Низкий
Деперсонализация 8,3 58,3 33,3
Эмоциональное истощение 41,6 41,6 16,6
Редукция личных достижений 8,3 33,3 58,3

Полученные данные указывают на отсутствие деформации в отношениях с другими людьми, относительно адекватную оценку себя, своих профессиональных достижений, успехи, но при этом по основной составляющей профессионального выгорания – эмоциональное истощение – 41,6 % опрошенных демонстрируют высокий уровень, это обуславливает сниженный эмоциональный фон, равнодушие или перенасыщение.

Качественный анализ данных позволил выявить следующие особенности: не удовлетворена потребность в отдыхе и уединении, но при этом педагоги не испытывают жизненного разочарования, эмоционально воодушевлены и готовы к достижению новых целей.

Статистический анализ с применением ранговой корреляции взаимосвязи между уровнем эмоционального выгорания и уровнем социально-психологической профессиональной адаптации проводился с помощью компьютерной программы «Биостат».

Достоверная корреляционная взаимосвязь выявлена между эмоциональным истощением и отношениями между педагогами (r = 0,67 при p = 0,019), что возможно связано с «эмоционально окрашенными» отношениями в коллективе, «перенасыщением эмоциями», учителя нуждаются в отдыхе и смене обстановки.

При изучении взаимосвязей между деперсонализацией и отношением к учебному заведению выявлено наличие статистически значимых обратно пропорциональных связей (r = –0,65 при p = 0,022), позволяющих говорить о том, что с улучшением эмоционального отношения учителя к учебному заведению снижается уровень деперсонализации, кроме того, респонденты ставят перед собой определенные цели и задачи, видят возможности их осуществления в рамках своего учебного заведения (r = 0,670 при p = 0,019).

Редукция личных достижений прямопропорционально связана с отношением к коллективу (r = 0,670 при p = 0,019). Можно предположить, что в коллективе практически нет жесткого соперничества, преобладает дружелюбное общение, учителя не критикуют ни себя, ни других и избегают негативных оценок и эмоций.

Таким образом, анализ полученных данных показывает достаточный уровень социально-психологической адаптации учителей, позволяющий им успешно выполнять функции профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание педагогов выражено в синдроме эмоционального истощения, а факторами риска являются условия труда.