Дипломная работа по психологии

Я концепция подростков, переживших развод родителей

Тема работы: Я концепция подростков, переживших развод родителей

Страницы: 71

Содержание
Введение………………….…………………………………..……………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения «Я – концепции» подростков….………………………………………………………………………6
1.1. Изучение «Я – концепции» в психологической литературе………………6
1.2. Влияние семейных отношений на формирование «Я – концепции» подростка………………………………………………………………………….12
1.3. Влияние развода родителей на «Я — концепцию» подростков…………………………………………….……….…………..………24
Глава 2. Исследование особенностей «Я – концепции» подростков переживших развод родителей……………………………………….….………35
2.1 Организация исследования, методы, методология………………………..35
2.2. Результаты исследования и их интерпретация………………..……….….38
Глава 3. Программа психологической терапии……………………..…..…….42
3.1. Характеристика программы………………………………….…………….42
3.2 Оценка эффективности………………………………………………………42
3.3 Выводы по программе……………………………………………….………49
Заключение……………………………………………………………..…….…..52
Список использованной литературы…………………………….……………..54
Приложение 1. Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке……………………………………………………………………………58
Приложение 2. Результаты анкетирования по выяснению родительских отношений….…………………………………………………………………….59
Приложение 3. Тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)…………..……………………………………………………………….62

Введение
В современных условиях социально-экономического развития нашего общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, зна¬чимость, слабеют внутрисемейные связи. Это осложняет процесс формирования личности в семье, создает дополнительные трудности воспитания в подростковом возрасте.
Подростковый возраст — это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Согласно мнению Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Центральным образованием самосознания является Я-концепция. Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
В формировании подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.
К сожалению, необходимо отметить, что сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Развод родителей имеет серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его характера и самооценки
Поэтому тема «Я — концепция» подростков переживших развод родителей» является актуальной.
Цель исследования — выявление особенностей «Я – концепции» подростков переживших развод родителей.
Объект нашего исследования – «Я – концепция» подростков.
Предмет исследования — особенности «Я – концепции» подростков, переживших развод родителей.
Гипотеза исследования: подростки пережившие развод родителей отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу.
Задачи исследования:
— анализ психологической литературы по теме исследования;
— определение особенностей Я-концепции подростков переживших развод родителей
База и методы исследования. Исследования проводились в школе №43 города Иркутска Ленинского района. Было исследовано 50 человек. Возрастной диапазон — 15-16 лет. Экспериментальная группа состояла из 50 человек, из них – 25 человек –подростки, пережившие развод родителей, 25 человек – подростки, живущие в крепких семьях.
На разных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретический анализ литературных источников, наблюдение. Тестирование осуществлялось с помощью следующих методик: мно¬го¬фак-тор¬ный лич¬но¬ст¬ный оп¬рос¬ник Р. Ке¬ттел¬ла (форма С). Ме¬то¬ди¬ка управ¬ляе-мой про¬ек¬ции (МУП), раз¬ра¬бо¬тан¬ная В.В. Сто¬ли¬ным. Методика «Я» Куна и Мак-Портленда; опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина.

Методологической основой исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона, работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона, о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков.
Теоретическая значимость. Наше исследование дополнило имеющиеся в психологической литературе данные о формировании Я-концепции подростка и о факторах положительно и отрицательно влияющих на это формирование. Мы не встретили в литературе исследований посвященных изучению влияния развода родителей на Я-концепцию подростка, наши данные являются некоторым вкладом в эту проблему.
Практическая значимость исследования заключается в том, что получен¬ные результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции пси¬хики детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходи¬мыми педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родитель¬ского всеобуча.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.