Экология и окружающая среда

Загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта

В условиях интенсивной антропогенной деятельности, которая развивалась без четкой политики в области техники и экологии, экологическая безопасность окружающей природной среды представляется одной из наиболее актуальных проблем.

Ущерб, наносимый обществу и экологии в результате транспортной деятельности, достигает 10 % от ВВП, заявил министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на конференции «Реализация политики в области устойчивого развития городского транспорта. Опыт России и СНГ» (сентябрь 2004 г.). Он пояснил, что речь идет о потерях, связанных с ДТП, загрязнением окружающей среды, транспортных заторах.

Красноярский край превратился в крупнейший промышленный регион с крайне напряженным транспортным движением. Автотранспорт является одним из основных секторов экономики края, играющий важнейшую роль в удовлетворении потребностей населения в перевозках.

Загрязнение атмосферного воздуха в городах является острейшей проблемой нашего времени и продолжает усиливаться. Под воздействием автотранспорта дополнительно возрастает риск онкологических и других заболеваний. Обостряющаяся ситуация требует скорейшего разрешения вопросов, связанных в первую очередь с оценкой массы и экологического ущерба, наносимого автотранспортом. В полной мере данная проблема относится и к г. Красноярску, который длительное время остается в приоритетном списке наиболее загрязненных городов России по воздуху.

Экологическая обстановка в г. Красноярске близка к критической, что объясняется продолжительным действием многих негативных факторов. Ухудшению ситуации способствует постоянной увеличивающаяся численность автотранспортного парка (за последний год количество автотранспортных средств увеличено на 5 % с 513390 единиц в 2003 г. до 538991 в 2004 г.), его плохое техническое состояние, некачественное топливо и обусловленный этим нарастающий объем автотранспортного загрязнения.

Наиболее многотонным компонентом автомобильных выбросов служит оксид углерода, масса которого в 2003 г. найдена равной почти 77,5 тыс. тонн или 84,2 % от массы выбросов. Вклад этого газа в структуре выхлопов отдельных типов автотранспортных средств существенно различается. В составе выбросов легковых автомашин на него приходится 79 %.

В городе были проведены исследования и по результатам исследования значительная роль в ухудшении атмосферы г. Красноярска связана с выбросами автотранспортных средств. Для большинства магистралей города ее интенсивность ежегодно возросла на 5–7 %, а в последние годы еще больше. В светлое время суток лишь на ограниченном числе улиц содержание оксида углерода ниже предельно допустимой концентрации. На основных магистралях оно превышает величину в 5 раз. Еще в большей мере воздушная среда насыщена вредными веществами выбросов при образовании заторов. Так, по данным исследования, при снижении средней скорости ниже 25–30 км/ч величина выбросов возрастает почти на 10 %

Основными причинами сложной экологической обстановки в городе Красноярске является отсутствие в органах местного самоуправления города целевых программ по оздоровлению атмосферного воздуха и достаточного финансирования природоохранительных мероприятий на фоне роста автомобильного транспорта.

Улучшение сложившегося положения возможно лишь на основе системного подхода, тесно связанного с условиями социально – экономического развития города. Его главными составляющими являются:

  • ускорение разработки и принятия программы по охране атмосферного воздуха г. Красноярска, внедрение положений об общественном контроле охраны атмосферного воздуха, положения об организации и финансировании муниципального мониторинга состояния атмосферы;
  • осуществление единой политики экологического оздоровления;
  • формирование экономико-правовых отношений и методов реализации экологических вопросов;
  • создание единой информационно-аналитической базы для контроля и классификации антропогенного воздействия и его уровня для эффективного управления состоянием окружающей среды;
  • пересмотр на уровне федерации транспортного налога, а именно его распределение должно идти не только в дорожные фонды, но и направляться на мероприятия по реализации вопросов экологической направленности.

Реализация намеченных мероприятий может снизить загрязнение воздуха выбросами автотранспортных средств в г. Красноярске.

В.А. Лазарева

Литература

  1. Экологическая доктрина Российской Федерации. – М.: МПР, 2002.
  2. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.1.6.983-00 – М.: Минздрав России, 2000.
  3. Методика определения выбросов автотранспорта для определения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. – СПб., 1999.
  4. Ложкин В.Н, Шкрабак В.С. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом – СПб.: НИИ Атмосфера, 2003.