Психология

Застенчивость, как феномен психологической защиты

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных и других факторов.

Основополагающей детерминантой психического развития и психологического здоровья ребенка является его общение с взрослыми. Нарушение этих отношений приводит к дисгармонии развития личности и необходимости функционирования психологической защиты у ребёнка.

Проблема психологических защит еще недостаточно решена в психологии, тем не менее, известно, что уже с раннего возраста мы начинаем использовать разные способы психологической защиты для сохранения своей внутренней стабильности при реальной или воображаемой угрозе разрушения целостности своей эго-структуры.

  1. Цель – изучить застенчивость, как психологическую защиту.
  2. Задачи

1) проработать литературу по данной проблеме;

2) провести диагностику.

Объект исследования – застенчивость, как феномен психологической застенчивости.

Предмет исследования – особенности застенчивости, как психологической защиты.

Проблемы психологической защиты впервые были поставлены в психоанализе и нашли свое отражение в разных психологических концепциях.

В психоаналитических теориях под психологической защитой понимаются механизмы, действующие в ситуации конфликта и направленные на снижение чувства тревоги, связанного с ним. Фрейд определял психологическую защиту эго как сознательную стратегию, которую использует и для защиты открыто выраженных импульсов бессознательного, встречного давления со стороны суперэго (Анна Фрейд, «Эго и защитные механизмы», 1936)

Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму тревожности. Её функцией является ограждение сферы сознания от травмирующих личность переживаний.

Психологическая защита вырабатывается на ранних стадиях развития человека и функционирует на протяжении всей жизни.

Психологическая защита подразумевает наличие предмета защиты, угрозы, характера ущерба и средств. Именно средства определяют ее как вид психологического явления.

Застенчивость – понятие растяжимое. Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово « застенчивый» было употреблено после рождения Христова и означало « легко пугающийся». Никакое определение точно описать её не может, потому, что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Словарь Уэбстера определяет застенчивость как « неловкость в присутствии других людей».

Это сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.

У застенчивости широкий спектр состояний: от испытываемой время от времени неловкости в присутствии других до всепоглощающей тревоги, которая может до основания разрушить жизнь человека. Для некоторых людей застенчивость – это выбранный ими самими образ жизни, для других она – наказание.

Так как неизменный источник застенчивости – страх перед людьми – вызывает столь различные реакции, то внешнее поведение человека не всегда бывает надежным показателем того, как сильно он стесняется. Застенчивость влияет на наши действия, но это влияние не обязательно бывает очевидным и непосредственным.

Каковы же внешние причины застенчивости?

  1. Незнакомцы.
  2. Противоположный пол.
  3. Люди, пользующиеся авторитетом благодаря своим знаниям.
  4. Люди, пользующиеся авторитетом благодаря своему положению.
  5. Родственники.
  6. Люди старшего возраста.
  7. Друзья.
  8. Дети.
  9. Родители.

На физиологическом уровне застенчивые люди, согласно собственным словам, испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьётся сердце, выступает пот. Однако один из физических симптомов не входит в число обычных при любом потрясении ощущений. И как раз это застенчивым людям никогда не удается скрыть – они краснеют. Они приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытать смущение, и таким образом, все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.

Диагностика проводилась во время производственной практики на базе МОУ Детского Дома № 1, в семейной группе, состоящей из 11 человек: 6 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 7 до 15 лет. Использовались методики: социоматрица Дж. Морено, тест на определение ведущей стратегии психологической защиты Бойко, а также метод картинок «На кого я похож», кроме того, были проведены беседы с детьми. В результате проведения социометрического опроса в данной группе выявлено следующее: «лидер» – 1 человек, «любимцы» – 3 человека, «изолированные» – 3 человека, «принятые» – 4 человека, «непринятые» – 3чел.

По результатам теста Бойко: 6 чел – избегание, 4 человека – миролюбие, 2 человека – агрессия.

По методу картинок в основном выбирали страуса, прячущего голову в песок, либо кролика. 2 человека выбрали льва, по тесту Бойко у них преобладание агрессии.

На основании проведенной диагностики, беседы, наблюдения можно сделать следующий вывод: как правило, дети имеют заниженную самооценку, застенчивы. Двое, с преобладанием агрессии, наоборот демонстрируют излишнюю самоуверенность, низкий уровень самосознания.

А.А. Старичкова