Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных и других факторов.
Основополагающей детерминантой психического развития и психологического здоровья ребенка является его общение с взрослыми. Нарушение этих отношений приводит к дисгармонии развития личности и необходимости функционирования психологической защиты у ребёнка.
Проблема психологических защит еще недостаточно решена в психологии, тем не менее, известно, что уже с раннего возраста мы начинаем использовать разные способы психологической защиты для сохранения своей внутренней стабильности при реальной или воображаемой угрозе разрушения целостности своей эго-структуры.
- Цель – изучить застенчивость, как психологическую защиту.
- Задачи
1) проработать литературу по данной проблеме;
2) провести диагностику.
Объект исследования – застенчивость, как феномен психологической застенчивости.
Предмет исследования – особенности застенчивости, как психологической защиты.
Проблемы психологической защиты впервые были поставлены в психоанализе и нашли свое отражение в разных психологических концепциях.
В психоаналитических теориях под психологической защитой понимаются механизмы, действующие в ситуации конфликта и направленные на снижение чувства тревоги, связанного с ним. Фрейд определял психологическую защиту эго как сознательную стратегию, которую использует и для защиты открыто выраженных импульсов бессознательного, встречного давления со стороны суперэго (Анна Фрейд, «Эго и защитные механизмы», 1936)
Психологическая защита – это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму тревожности. Её функцией является ограждение сферы сознания от травмирующих личность переживаний.
Психологическая защита вырабатывается на ранних стадиях развития человека и функционирует на протяжении всей жизни.
Психологическая защита подразумевает наличие предмета защиты, угрозы, характера ущерба и средств. Именно средства определяют ее как вид психологического явления.
Застенчивость – понятие растяжимое. Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово « застенчивый» было употреблено после рождения Христова и означало « легко пугающийся». Никакое определение точно описать её не может, потому, что разные люди понимают под этим словом разные вещи. Словарь Уэбстера определяет застенчивость как « неловкость в присутствии других людей».
Это сложное состояние, и оно может оказывать самые разнообразные воздействия – от лёгкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов.
У застенчивости широкий спектр состояний: от испытываемой время от времени неловкости в присутствии других до всепоглощающей тревоги, которая может до основания разрушить жизнь человека. Для некоторых людей застенчивость – это выбранный ими самими образ жизни, для других она – наказание.
Так как неизменный источник застенчивости – страх перед людьми – вызывает столь различные реакции, то внешнее поведение человека не всегда бывает надежным показателем того, как сильно он стесняется. Застенчивость влияет на наши действия, но это влияние не обязательно бывает очевидным и непосредственным.
Каковы же внешние причины застенчивости?
- Незнакомцы.
- Противоположный пол.
- Люди, пользующиеся авторитетом благодаря своим знаниям.
- Люди, пользующиеся авторитетом благодаря своему положению.
- Родственники.
- Люди старшего возраста.
- Друзья.
- Дети.
- Родители.
На физиологическом уровне застенчивые люди, согласно собственным словам, испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьётся сердце, выступает пот. Однако один из физических симптомов не входит в число обычных при любом потрясении ощущений. И как раз это застенчивым людям никогда не удается скрыть – они краснеют. Они приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытать смущение, и таким образом, все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.
Диагностика проводилась во время производственной практики на базе МОУ Детского Дома № 1, в семейной группе, состоящей из 11 человек: 6 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 7 до 15 лет. Использовались методики: социоматрица Дж. Морено, тест на определение ведущей стратегии психологической защиты Бойко, а также метод картинок «На кого я похож», кроме того, были проведены беседы с детьми. В результате проведения социометрического опроса в данной группе выявлено следующее: «лидер» – 1 человек, «любимцы» – 3 человека, «изолированные» – 3 человека, «принятые» – 4 человека, «непринятые» – 3чел.
По результатам теста Бойко: 6 чел – избегание, 4 человека – миролюбие, 2 человека – агрессия.
По методу картинок в основном выбирали страуса, прячущего голову в песок, либо кролика. 2 человека выбрали льва, по тесту Бойко у них преобладание агрессии.
На основании проведенной диагностики, беседы, наблюдения можно сделать следующий вывод: как правило, дети имеют заниженную самооценку, застенчивы. Двое, с преобладанием агрессии, наоборот демонстрируют излишнюю самоуверенность, низкий уровень самосознания.
А.А. Старичкова