Психология

Зависимость социального интеллекта от функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга

В центре проведенного эмпирического исследования стояла проблема взаимосвязи функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга и социального интеллекта личности. Методологической основой данной работы является теория интегральной индивидуальности, мы предприняли попытку рассмотреть взаимосвязь между выделенными параметрами с учетом полового деморфизма.

Одним из положений о причинной обусловленности психических явлений является положение о том, что структуры появляющиеся ранее в онтогенезе могут рассматриваться как обуславливающие социально детерминированные. В связи с этим, в качестве гипотетического допущения было выдвинуто предположение о том, что развитие социального интеллекта зависит от функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Для изучения социального интеллекта использовалась методика Гилфорда и Салливена, адаптированная Е.С. Михайловой на российской выборке. Методика включает в себя 4 субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессий», «Вербальная экспрессия», «История с дополнением». Для изучения функциональной асимметрии мозга использовалась методика «Оценки ведущего полушария». Испытуемым предлагалось последовательно выполнить задания и определить ведущее полушарие. Методика включает в себя 4 задания: переплести пальцы рук, «прицеливание» сквозь дырочку в листе бумаги, имитация позы Наполеона, имитация аплодисментов [2].

В проведенном исследовании принимали участие 28 человек (57 % девочек и 43 % мальчиков). В целом по выборке на основе диагностики выявлено 29 % правополушарных, 32 % левополушарных и 39 % лево-правополушарных испытуемых. Средний возраст испытуемых составил 14,5 лет. Статистический анализ результатов проводился на базе программы «Биостат» с помощью критерия Манна-Уитни.

Рассмотрение взаимосвязи социального интеллекта и функциональной асимметрии больших полушарий можно начать с сопоставления результатов двух проведенных методик на изучение социального интеллекта и функциональной ассиметрии больших полушарий. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление уровня социального интеллекта и ведущего полушария (%)

 В. полушарие

 Соц.

интеллект

Правое Левое Л\П (амбиверты)
Низкий 0 0 0
Ниже среднего 62,5 56 36
Средний 25 44 55
Выше среднего 12,5 0 9
Высокий 0 0 0

Из таблицы 1 видно, что основная масса правополушарных испытуемых имеет низкий социальный интеллект (62,5 %), у 25 % испытуемых – средний социальный интеллект, и 12,5 % имеют социальный интеллект выше среднего. Высоких значений у правополушарных выявлено не было.

У левополушарных значений высокого социального интеллекта не наблюдалось. Так же, как и у правополушарных, более половины (56 %) левополушарных испытуемых имеют низкий социальный интеллект. У оставшихся 44 % наблюдается средний уровень развития социального интеллекта.

36 % лево-правополушарных имеют низкий социальный интеллект, больше половины испытуемых (55 %) имеют средний социальный интеллект и у 9 % испытуемых наблюдается социальный интеллект выше среднего.

В ходе исследования было выяснено, что право- и левополушарные в среднем получили низкие оценки при исследовании социального интеллекта, в то время как лево-правополушарные получили более хорошие результаты.

Можно сделать такой вывод, что абвивалентные более успешны в социальной адаптации, чем право- или левополушарные. Прогнозы лево-правополушарных более точные, они лучше оценивают состояния, чувства и намерения людей, они лучше понимают речевую экспрессию и быстрее анализируют сложные ситуации взаимодействия людей.

Таким образом, можно отметить, что в данной выборке испытуемых социальный интеллект лучше развит у абвивалентных, чем у право- или левополушарных.

Статистический анализ результатов осуществлялся путем сравнения оценок по субтестам, отражающим уровень развития социального интеллекта между право- и левополушарными подростками, между лево- и лево-правополушарными, между право- и лево-правополушарными, а также с учетом половых различий.

Обработка результатов показала отсутствие статистически значимых различий между зависимостью социального интеллекта от функциональной асимметрии.

Таким образом, статистически гипотеза о том, что развитие социального интеллекта зависит от функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, не подтвердилась. Однако необходимо учитывать, что на эмпирическом уровне взаимосвязи отмечены, а отсутствие статистически достоверных отличий между выделенными группами по признаку социального интеллекта, возможно, связано с недостаточной численностью выборки.

Судакова Е.В.

Литература

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. – М: Аспект Пресс, 1999. – 378 с.
  2. Доровская А.И. 100 советов по развитию одаренных детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М., Российское педагогическое агентство. – 1997 г.
  3. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. – СПб, 1996. – 56 с.
  4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 447 с.